Дмитрий Владимирович Колыхалов
[9]
кандидат юридических наук, доцент, председатель научного клуба "Палладиум"
|
Роман Сергеевич Осин
[8]
студент юридического факультета Московского Гуманитарного Университета
|
Владислав Вадимович Цогоев
[6]
студент юридического факультета Московского Гуманитарного Университета
|
Главная » Статьи » Именной архив статей » Владислав Вадимович Цогоев |
Правовая защита детей от психологического насилия. Определение рассматриваемого понятия звучит следующим образом. Психологическое (поведенческое, интеллектуальное, эмоциональное и проч.) насилие – преднамеренное манипулирование взрослыми ребенком как объектом; игнорирование его субъектных характеристик (свободы, достоинства, прав и т.п.); либо разрушающее отношения привязанности между взрослыми и ребенком; либо, напротив, фиксирующее эти отношения и приводящее к различным деформациям и нарушениям психического (поведенческого, интеллектуального, эмоционального, волевого, коммуникативного, личностного) развития.[i] Очевидно, что в современных условиях ключевое значение в большинстве сфер общественной жизни приобретает психологический фактор. Моральные нормы, идейная направленность зачастую играют роль даже более важную, чем правовое регулирование, особенно в управлении людскими массами. При таком раскладе ситуация в сфере воспитания подрастающего поколения оставляет желать лучшего. Это наглядно объясняется отсутствием каких-либо общих нравственных принципов. Нынешнее устройство страны (государственный строй, политический режим) предоставляет гражданам достаточно обширное право определять, как устраивать свою жизнь и жизнь своих близких, поэтому ответственность за судьбу несовершеннолетнего полностью ложится на другого индивида. Так случилось, что в целях улучшения собственного положения родитель (опекун) расставляет приоритеты не в пользу подрастающего поколения. Как правило, такое происходит из-за того, что сегодня на взрослое население возлагается вся та ответственность, которая в цивилизованных государствах лежит на власти (заработки, нестабильное существование, неуверенность в завтрашнем дне). Стремление родителя уберечь от всего этого ребёнка приводит к тому, что в определении называется игнорированием субъективных характеристик. То есть развитое государство предоставляет ребёнку возможность проявить свои способности в той сфере, в которой они у него имеются, а при нынешнем положении в стране цель родителя – вытащить его на высшие ступени социальной лестницы, во что бы то ни стало. Такое навязывание приводит к деформации личности несовершеннолетнего и различным заболеваниям. В январе 2006 года в Сан-Диего (США) прошла международная конференция с участием директора Нижегородского ресурсного центра Е.Н. Волковой, выступившей с докладом, в котором рассматривались проблемы детства в современном обществе. В рамках доклада была приведена статистика первично заболеваемости детей в одном и регионов Российской Федерации – Нижегородской области. Среди прочих данных отмечается, что 33 ребёнка из тысячи – в 2001 году, 38,6 – в 2002, 44,4 – в 2003 подвержены заболеваниям нервной системы, не являющимся врождёнными аномалиями.[ii] Совершенно очевидно, что подавляющий процент – результат негативного психического воздействия на несовершеннолетних со стороны. Возникает вопрос: каковы его источники? Источниками такого воздействия являются люди и группы людей, чьи различные системы ценностей зачастую не соответствуют системе правил под названием «нравственность», которая веками устанавливалась негласной договорённостью между людьми в обществе. Несовершеннолетний может подвергаться такому давлению в таких различных контингентах, как в образовательных заведениях, в семье, на улице и т.п. Например, очень часто можно встретить случаи неподобающего отношения работников учебных заведений к учащимся, которое выражается в принижении достоинства, а, следовательно, нарушении ещё и конституционных прав. В данном случае уместно говорить даже об интересах государства. Необходимо ответить, что психологическое давление внутри семьи не всегда имеет место быть только в неблагополучных семьях. Это опять же зависит от наличия системы моральных норм. Принятая резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблей ООН от 20 ноября 1989 года и вступившая в силу 2 сентября 1990 года «Конвенция ООН о правах ребёнка» содержит соответствующие нормы, которые принадлежат исполнению и на территории Российской Федерации. В 17 статье Конвенции говорится: «Государства-участники принимают все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительные меры с целью защиты ребёнка от всех форм физического и психологического насилия…».[iii] Данными правилами в большинстве случае пренебрегают. Это усугубляется отсутствием запрета на психологическое насилие в отечественном законодательстве. Подобное отношение к несовершеннолетним ведёт к воспитанию неблагоприятных для общества личностей с различными понятиями о жизни в социуме, что неизбежно ведёт к конфликту. Более того, у последних воспитывается чувство возмездия не только по отношению к отдельным людям, но и к государству, как институту, развившемуся из семьи. Согласно статистике, несовершеннолетние, подвергающиеся оскорблениям и психологическому насилию, чаще употребляют алкогольные, наркотические и психотропные вещества, совершаю попытки самоубийства, сбегают из дому. 60% таких детей страдают от нарушений сна, 98% - от множественных личностных расстройств. Таким образом, стабильное будущее государства ставится под сомнение. Следовательно, на данный момент Российской Федерации необходим законопроект, направленный на урегулирование ситуации, касающейся психики несовершеннолетних. Безусловно, это должны быть императивные меры, ограничивающие произвол контингента, в котором существует несовершеннолетний. Следует, тем не менее, отметить, что психологический фактор наиболее сложно регулируется прямыми правовыми мерами. Пути, которыми решается эта проблема совсем иные, например, повышение уровня жизни населения, развитие гражданского общества, в общем развитие государства. А подобный законопроект лишь обозначит формально заинтересованность государства и даст некоторый эффект, так как закон на данный момент ещё способен носить предостерегательный характер. Например, можно обязать родителей обследовать несовершеннолетнего в таком же принудительном порядке, в котором осуществляется общая диспансеризация. Обратившись к истории, можно смело констатировать, что в недавнем прошлом, рассматриваемая проблема редко выносилась на обсуждение ввиду своей неактуальности. В СССР ответственность за подрастающее поколение, как опору в будущем несло государство. По закону, несовершеннолетний имел право на защиту и помощь со стороны органов Социального обеспечения, различных комсомольских организаций и даже органов Министерства Внутренних Дел. Это значит, что с родителей снималась такая проблема, как беспокойство за будущее потомства, а это, как было условлено выше, предоставляло ему возможность для свободного развития своих склонностей. В современном российском государстве такие меры практически не принимаются. Работа органов опеки и попечительства осуществляется в большинстве своём профессионально непригодными работниками. В большинстве своём их обязанности осуществляются в ситуациях, рассмотрение которых доходит до судебного разбирательства, профилактические же меры проводятся крайне редко. Как было отмечено и как бы парадоксально это не, психологическое насилие в семье дискредитирует государство в глазах несовершеннолетних. В природе человека изначально заложено развитие в группе лиц (семья, род, племя), каковым является государство. С точки зрения формационного подхода, очевидно, что зачатки государства существовали в узком кругу людей, связанных родственными узами, что вскоре плавно трансформируется в родовой, родоплеменной строй. На ранних стадиях существования монархий государства представляли собой нечто идентичное структуре рода (во главе отец, остальные члены семьи – его подвластные). Через множество лет они значительно изменились, но всё же продолжают оставаться государствами. Следовательно, негативные отношения в семье подсознательно проецируются на формацию общества, котором человек обитает, так как это заложено в его природе. В числе негативных факторов порождаемых проблемой психологического насилия одно из первых мест занимает развитие преступности. В 1976 на территории СССР было проведено исследование психологии преступных элементов, связанное с деформацией личности в процессе её становления. Исследуемые были разделены на три группы по доминантным признакам: жестокость, корысть, лживость. На данный момент следует рассмотреть первую группу. Деформации личности наиболее подвержен индивид в возрасте от 7 до 15 лет. Как показало исследование, воспоминания именно этого периода повлияли на становление отклоняющихся от нормы понятий у преступников, отличающихся жестокостью.[iv] Как было отмечено, напрямую правовое регулирование взаимодействия несовершеннолетних с обществом в целом практически невозможно. Таким образом, нормы, касающиеся данной проблемы, будут составлять лишь правовую основу, а для искоренения проблемы необходимо исходить и первопричин, самая главная из которых – благополучие населения. [i] Орлов А. Б. Психологическое насилие в семье — определение, аспекты, основные направления оказания психологической помощи // Психолог в детском саду. 2000, № 2-3. - С. 182-187. [ii] www.nrc.nnov.ru [iii] www.un.org [iv] Л.И Анцыферова. Психология формирования и развития личности: Психологические предпосылки деформации личности (Л.Б. Филонов). М.: «Наука» – 1981 – с. 340-341. | |
Категория: Владислав Вадимович Цогоев | Добавил: Vladislav (09.03.2008) | Автор: Vladislav | |
Просмотров: 3788 | Рейтинг: 0.0/0 | |
Всего комментариев: 0 | |